ЖЕНСКОЕ
Когда ко мне на группы начали приходить мужчины, я была настолько воодушевлена, что подумала больше вообще не запускать чисто женские. В смешанных группах очень много про отношения полов, партнёрство, секс, выбор уйти или оставаться.
Мне безумно интересно быть в этом вместе с участниками.
А потом что-то такое произойдёт на женской группе и я думаю: не, всё имеет право быть. Есть процессы, которые в присутствии мужчин не разворачиваются. И они важны.
С женщинами мы глубоко и без оглядки ныряем в женское. Там много слёз, крови и пота. Там роды и аборты, там живые и мертворожденные. Там рутинное и сакральное.
Что-то внутри женщины должно вызреть прежде чем она принесёт это мужчине. Нужно вернуть своей почве плодородие, вскрыть лёд и бетон, которыми она себя сковала. Иначе все встречи, все подачи от мира будут отлетать от неё, как бильярдные шары.
И мы говорим. Говорим о стыдном, исключённом, искалеченном, непризнанном и непопулярном. Говорим, как современная психотерапия, призванная обслуживать в первую очередь детско-родительские конфликты, так мало помогает женщинам быть женщинами, а мужчинам – мужчинами.
Возвращаем силу и достоинство женским стратегиям, попавшим под нож «новой этики», возносящей инфантильность и не заинтересованной в том, чтобы кто-то повзрослел.
И тогда уметь ждать снова становится одним из важных женских умений, высвобождаясь из «терпеть».
«Пройти что-то до конца» становится не равно «быть жертвой», а обращается контактом с естественными циклами жизни и умирания.
Уметь падать в пустоту, без опор и попыток во что-то вцепиться, вновь становится атрибутом зрелой женственности. А проиграть своему мужчине в борьбе за власть – самым большим женским выигрышем.
Да, чисто женские группы тоже важны. Пусть будут.